совремнные царствующие фамилии Европы аристократические фамилии Европы династия испанских Бурбонов династия Винзоров династия Винзоров фотогалереяОбратная связь

Новости


Для корректного отображения этого элемента вам необходимо установить FlashPlayer и включить в браузере Java Script.

Истоки формирования аланской аристократии

Имя «алан» впервые встречается в сочинениях античных авторов I века н.э. в свое время Иосиф Флавий писал, что племя аланов есть часть скифов, живущая вокруг Танаиса (Дона) и Майотийского (Азовского) озера. Известный римский поэт, племянник Сенеки Марк Лукан в уста знаменитого Помпея вложил следующие слова: «Я в то время стремился к каспийским запорам и преследовал суровых и вечно воинственных аланов...». Дионисий Периегет уважительно называл их «храбрые аланы».

Есть множество версий по поводу происхождения алан. Наиболее распространенная точка зрения связывает алан с сарматским миром. Сарматы с момента появления на юге России привлекали внимание древних историков, традиционно изображавших их кочевым народом. Согласно Геродоту и Гиппокриту, сарматы не имели домов, а жили на повозках. Примерно четыре века спустя Страбон дал аналогичную характеристику: «Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут; вокруг кибиток пасется скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются. Они следят за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами; зимою в болотах около Меотиды, а летом — на равнинах».

Сарматские племена играли важную роль в политических событиях рубежа двух эр. В Европе особую активность проявляли язиги. Их появление на Дунае некоторые венгерские и румынские исследователи объясняют особенностями внешней политики Рима, который поощрял приход язигов в целях создания пограничных поселений. Надежды римлян на помощь язигов в борьбе с внешней агрессией не оправдались 62 году н. э. на Среднем Дунае роксаланы при доброжелательном нейтралитете язигов помогли дакам на правобережье Дуная. Римский поэт Овидий, отражая, очевидно, общее отношение жителей столицы империи к этому сарматскому племени, называл их «яростные язиги». Вместе с тем, следует отметить, что отношения сарматов и Рима не всегда были враждебными.

Сарматы проявляли активность и на Кавказе. Их влияние здесь было настолько мощным, что отразилось на этнических процессах. Прежде всего это касается равнинных и предгорных районов. Но и в культуре позднекобанских племен горной зоны стали появляться типично сарматские элементы. В целом, археологические изыскания последних лет в предгорной и равнинной зонах Центрального Кавказа свидетельствуютне столько о начавшемся, как это считается, в III в. до н. э. мощном процессе сарматизации местного населения, сколько о продолжающихся со скифского времени длительных и постоянных контактах кавказских племен и ираноязычных кочевников.